г.Казань, ул.Калинина, 48, офис 503

259-65-57, 296-52-82

cen_kzn@mail.ru

8(843)259 65 57
8(843)296 52 82
8(843)500 02 60

Оценка интеллектуальной собственности

В наше время помимо материальных активов реальную ценность составляют и интеллектуальные права на произведения, изобретения, ноу-хау и другие результаты интеллектуальной деятельности. В связи с этим оценка интеллектуальной собственности крайне важна для предприятий, работающих в высокотехнологичных отраслях.

Данный вид активов – нематериальные активы - особенно важен для предприятий высокотехнологических отраслей. Часто именно эта составляющая стоимости вносит заметный вклад в общую стоимость предприятия (для некоторых западных предприятий даже превышая 50%).

Оценка интеллектуальной собственности — это установление стоимости, обусловленной потенциальной эффективностью оцениваемого нематериального актива. Для оценки необходимо определить технологическую и производственную новизну соответствующего актива.

Результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются:

  1. произведения науки, литературы и искусства;

  2. программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);

  3. базы данных;

  4. исполнения;

  5. фонограммы;

  6. сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);

  7. изобретения;

  8. полезные модели;

  9. промышленные образцы;

  10. селекционные достижения;

  11. топологии интегральных микросхем;

  12. секреты производства (ноу-хау);

  13. фирменные наименования;

  14. товарные знаки и знаки обслуживания;

  15. наименования мест происхождения товаров;

  16. коммерческие обозначения».

В соответствии с общепринятой классификацией всю интеллектуальную собственность можно разделить четыре основных раздела:

  • промышленная собственность - патенты на изобретения, патенты на селекционные достижения, патенты на промышленные образцы, свидетельства на товарные знаки, свидетельства на знаки обслуживания;

  • объекты авторского права и смежных прав - произведения науки, литературы, музыки, живописи и иных видов искусства;

  • программы для ЭВМ, базы данных и топологии микросхем;

  • информация, представляющая коммерческую тайну и ноу-хау - знания технического, финансового или административно-управленческого характера приносящие или могущие приносить, доход или иную пользу, результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, не охраняемая патентами проектная, конструкторская и технологическая документация.

В зависимости от текущего использования объекта ИС и его потенциала, существует три основные стратегии оценки:

1. Если объект интеллектуальной собственности уже используется в коммерческих целях (т.е. для получения дохода), то его оценка будет основана на реальных данных о его коммерческой эффективности. В качестве показателей эффективности могут выступать: а) выручка от продаж товаров (услуг), произведенных с использованием оцениваемого объекта ИС; б) Экономия на затратах (снижение себестоимости) при производстве товаров (услуг), обусловленная использованием объекта ИС.

2. Если объект интеллектуальной собственности еще не используется в коммерческих целях, но имеет обоснованный потенциал коммерческого использования, то его оценка будет основана на тех же данных, что перечислены в п.1, с тем лишь различием, что при оценке будут использованы не фактические, а прогнозные показатели. Точность такой оценки целиком зависит от точности бизнес-плана коммерческого использования объекта ИС.

3. Если объект интеллектуальной собственности не используется в коммерческих целях и не имеет потенциала коммерческого использования в обозримом будущем, то его оценка проводится затратными методами (метод учета затрат на замещение или восстановление). В данном случае, стоимость объекта ИС, в основном, определяется величиной затрат на его создание.

 

Товарный знак – запоминающийся образ, символ, обозначение, позволяющие отличать товары и услуги одних производителей от подобных товаров и услуг других производителей.

Оценка товарного знака это чаще всего оценка его репутации. К исключениям относится, например, товарный знак, зарегистрированный, но еще не запущенный в обращение. Он вполне может оцениваться как объект лицензирования, и его использование без надлежащего разрешения будет рассматриваться как нарушение исключительных прав. Следовательно, цена такого товарного знака может быть определена через размер компенсации за нарушение прав в отношении правообладания им. При оценке товарного знака под объектом оценки подразумеваются уже права на него (или «исключительное право на использование товарного знака»).

 

Бренд – более широкое понятие, чем товарный знак. Если товарным знаком обозначается конкретный товар, зарегистрированный государственным органом, то бренд – это тот образ, который возникает в сознании потребителя при виде товарного знака. Под брендом чаще всего подразумевается известная марка, которая ассоциируется в сознании потребителя с конкретными товарами или услугами.

Определение стоимости бренда дает предприятию неоспоримые преимущества. Во-первых, это возможность привлечь необходимые финансовые ресурсы, во-вторых, возможность сформировать оптимальную структуру капитала предприятия. Внутри компании стоимость торгового знакаиспользуется менеджерами при принятии маркетинговых решений, а также при анализе результатов деятельности предприятия. В – третьих, изменениестоимости брендаявляется отражением эффективности маркетинговой стратегии, а оценка бренда служит инструментом для мониторинга. Зная стоимость торгового знака, руководитель может объективно оценить результаты работы службы маркетинга предприятия, чтобы формировать и улучшать восприятие торгового знака потребителем.

 

Оценка патентов на изобретения и промышленные образцы, свидетельств на полезные модели и патентов на селекционные достижения является одной из самых востребованных услуг по оценке интеллектуальной собственности. Как известно, права на интеллектуальную собственность охраняются, в частности, посредством патентного права, которое регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.

Стоимость прав на изобретение или иной объект, защищенный патентом, целиком определяется экономическими выгодами, которые может получить правообладатель от внедрения и использования своих новаций в коммерческой деятельности или иных сферах. Эти выгоды могут выражаться в создании новых товаров или придании старым товарам новых свойств, в снижении затрат на производство товаров или услуг, в расширении рынков сбыта и в решении любых других важных задач.

 

Понятие «гудвилл» пришло к нам из английского языка и, в сущности, означает разницу между рыночной стоимостью компании и ценой всех её материальных активов. Таким образом, «гудвилл» - это денежное выражение репутации компании, включающее в себя оценку бренда, товарного знака и прочих нематериальных активов. Гудвилл – это преимущества, которые получает покупатель, приобретая уже существующую компанию, вместо создания новой. Материальные активы все равно будут оценены по справедливой цене, включающей в себя амортизацию и износ, то есть, их можно приобрести и отдельно от компании, а вот репутацию можно либо создать самостоятельно, либо приобрести вместе с предприятием. Оценка Гудвилла проводится в следующих случаях:

  • Покупка или продажа бизнеса — это основная причина, по которой важно оценить Гудвилл. Ведь помимо материальных активов, компания заработала еще и определенную лояльность потребителей, смогла занять определенную нишу на рынке, дала знания и опыт своим сотрудникам. Расчет этого крайне важен, поскольку, продажа предприятия может происходить за гораздо более высокую цену при хорошем Гудвилле;

  • Слияние и поглощение компании — здесь причины те же, что и при покупке или продаже бизнеса. Важно учесть всю выгодность сделки — иначе одна из сторон потеряет интерес к её совершению;

  • Принятие управленческих решений — знание о точной стоимости своей компании помогает принимать более точные и верные управленческие решения.

 

В дословном переводе с английского know-how означает «знать как» (или «знать, как это сделать»). Как объект интеллектуальной собственности, такая информация может являться необходимым элементом всего бизнеса и занимать важное место в структуре активов компании.  Оценка стоимости ноу-хау, как некой совокупности методов, приемов и знаний технического, административно-управленческого или финансового характера, не защищенных государственными патентами или свидетельствами, может производиться для целей взноса в уставной капитал предприятий, купли-продажи, изменения учетной балансовой стоимости, определения размера капитализации компании и т. п.

Ноу-хау, как объект интеллектуальной собственности, предполагает секретность. В отличие от патентования (когда технология находится под защитой закона), при разглашении деталей ноу-хау утрачивает силу. Поэтому такая информация может занимать ключевое место в структуре активов компании, и в ее бизнесе в целом.

 

Для чего нужна оценка нематериальных активов?
  • инвентаризация и введение объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот;

  • внесение изменений в финансовую отчетность (переоценка нематериальных активов) и/или уточнения налогооблагаемой базы;

  • постановка объектов интеллектуальной собственности на баланс организации;

  • внесение объектов интеллектуальной собственности в уставный капитал;

  • купля-продажа или переуступки прав на объекты интеллектуальной собственности;

  • наследование, дарение или безвозмездная передача прав на объекты интеллектуальной собственности;

  • необходимость управления объектами интеллектуальной собственности как стратегии создания стоимости;

  • предстоящее заключение лицензионного договора на право использование объектов интеллектуальной собственности и необходимостью обоснования расчета платежей за их использование;

  • приватизация, ликвидация, реструктуризация или банкротство предприятия;

  • оценка объектов интеллектуальной собственности для целей залога;

  • использование объектов интеллектуальной собственности в качестве составной части франчайзинга;

  • судопроизводство при разделе имущества между владельцами предприятия, а также в случаях конфискации;

  • поглощение одного предприятия другим или их слияние;

  • оценка инвестиционных проектов, в которых предполагается использовать объекты интеллектуальной собственности;

  • оценка ущерба в результате нарушения прав на объекты интеллектуальной собственности, а также в результате производства контрафактной продукции;

  • страхование объектов интеллектуальной собственности;

  • оценка нематериальных активов, как один из этапов оценки бизнеса;

  • определение доли экономического эффекта, приходящегося на объекты интеллектуальной собственности при его использовании в собственном производстве;

  • расчет вознаграждения авторов объектов интеллектуальной собственности;

  • сдача в аренду прав на объекты интеллектуальной собственности.

Оценка нематериальных активов требует тщательного изучения имеющихся данных с целью определения потока прибыли, ассоциированного с оцениваемыми активами, идентификации остаточного срока службы активов и применимых методик оценки для точного отражения стоимости активов.

 

Документы, необходимые для оценки интеллектуальной собственности, нематериальных активов.
  • Наименование объекта интеллектуальной собственности, его назначение.

  • Описание объекта интеллектуальной собственности.

  • Документ, подтверждающий права, передачу прав (патент, охранная грамота, лицензия и т. д.).

  • Лицензионный договор на использование (с указанием распределения доходов между лицензиаром и лицензиатом) — если необходимо.

  • Планы выпуска основных видов продукции с использованием объекта интеллектуальной собственности (вид продукции, её отпускная цена, себестоимость, сколько времени будет выпускаться, объём выпуска продукции по видам и по годам на ближайшие 5 лет).

  • Планируемый валовой доход на время использования объекта интеллектуальной собственности, и планируемая величина расходов (уплачиваемых налогов с прибыли, с имущества и т. д.).

  • Сведения об аналогах продукции, планируемой к выпуску с использованием объекта интеллектуальной собственности, и их стоимости по видам.

  • Договор на проведение работ, на основании которого создан объект интеллектуальной собственности (если есть).

  • Информация о затратах на НИОКР.

  • Информация о затратах на оформление и подачу заявки, патентные исследования, получение и поддержание патента.

  • Информация о размере пошлины и авторского вознаграждения.

  • Информация о затратах на подготовку производства и внедрение.

  • Информация о затратах на маркетинговые исследования, рекламу.

  • Фактический срок использования объекта интеллектуальной собственности на дату оценки, срок полезного использования.

  • Ставка амортизации.

  • Остаточная балансовая стоимость.