г.Казань, ул.Калинина, 48, офис 503

259-65-57, 296-52-82

info@cenkzn.ru

8(843)259 65 57
8(843)296 52 82
8(843)500 02 60

Оценка интеллектуальной собственности

Помимо материальных активов реальную ценность составляют и интеллектуальные права на произведения, изобретения, ноу-хау и другие результаты интеллектуальной деятельности. В связи с этим оценка интеллектуальной собственности крайне важна для предприятий, работающих в высокотехнологичных отраслях.

Данный вид активов – нематериальные активы - особенно важен для предприятий высокотехнологических отраслей. Часто именно эта составляющая стоимости вносит заметный вклад в общую стоимость предприятия (для некоторых западных предприятий даже превышая 50%).

Оценка интеллектуальной собственности — это установление стоимости, обусловленной потенциальной эффективностью оцениваемого нематериального актива. Для оценки необходимо определить технологическую и производственную новизну соответствующего актива.

Результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются:

  • произведения науки, литературы и искусства;
  • программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);
  • базы данных;
  • исполнения;
  • фонограммы;
  • сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);
  • изобретения;
  • полезные модели;
  • промышленные образцы;
  • селекционные достижения;
  • топологии интегральных микросхем;
  • секреты производства (ноу-хау);
  • фирменные наименования;
  • товарные знаки и знаки обслуживания;
  • наименования мест происхождения товаров;
  • коммерческие обозначения».

В соответствии с общепринятой классификацией всю интеллектуальную собственность можно разделить четыре основных раздела:

  1. промышленная собственность - патенты на изобретения, патенты на селекционные достижения, патенты на промышленные образцы, свидетельства на товарные знаки, свидетельства на знаки обслуживания;
  2. объекты авторского права и смежных прав - произведения науки, литературы, музыки, живописи и иных видов искусства;
  3. программы для ЭВМ, базы данных и топологии микросхем;
  4. информация, представляющая коммерческую тайну и ноу-хау - знания технического, финансового или административно-управленческого характера приносящие или могущие приносить, доход или иную пользу, результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, не охраняемая патентами проектная, конструкторская и технологическая документация.

В зависимости от текущего использования объекта ИС и его потенциала, существует три основные стратегии оценки:

  1. Если объект интеллектуальной собственности уже используется в коммерческих целях (т.е. для получения дохода), то его оценка будет основана на реальных данных о его коммерческой эффективности. В качестве показателей эффективности могут выступать: а) выручка от продаж товаров (услуг), произведенных с использованием оцениваемого объекта ИС; б) Экономия на затратах (снижение себестоимости) при производстве товаров (услуг), обусловленная использованием объекта ИС.
  2. Если объект интеллектуальной собственности еще не используется в коммерческих целях, но имеет обоснованный потенциал коммерческого использования, то его оценка будет основана на тех же данных, что перечислены в п.1, с тем лишь различием, что при оценке будут использованы не фактические, а прогнозные показатели. Точность такой оценки целиком зависит от точности бизнес-плана коммерческого использования объекта ИС.
  3. Если объект интеллектуальной собственности не используется в коммерческих целях и не имеет потенциала коммерческого использования в обозримом будущем, то его оценка проводится затратными методами (метод учета затрат на замещение или восстановление). В данном случае, стоимость объекта ИС, в основном, определяется величиной затрат на его создание.

Понятия

Товарный знак – запоминающийся образ, символ, обозначение, позволяющие отличать товары и услуги одних производителей от подобных товаров и услуг других производителей.

Оценка товарного знака – это чаще всего оценка его репутации. К исключениям относится, например, товарный знак, зарегистрированный, но еще не запущенный в обращение. Он вполне может оцениваться как объект лицензирования, и его использование без надлежащего разрешения будет рассматриваться как нарушение исключительных прав. Следовательно, цена такого товарного знака может быть определена через размер компенсации за нарушение прав в отношении правообладания им. При оценке товарного знака под объектом оценки подразумеваются уже права на него (или «исключительное право на использование товарного знака»).

 

Бренд – более широкое понятие, чем товарный знак. Если товарным знаком обозначается конкретный товар, зарегистрированный государственным органом, то бренд – это тот образ, который возникает в сознании потребителя при виде товарного знака. Под брендом чаще всего подразумевается известная марка, которая ассоциируется в сознании потребителя с конкретными товарами или услугами.

Определение стоимости бренда дает предприятию неоспоримые преимущества. Во-первых, это возможность привлечь необходимые финансовые ресурсы, во-вторых, возможность сформировать оптимальную структуру капитала предприятия. Внутри компании стоимость торгового знакаиспользуется менеджерами при принятии маркетинговых решений, а также при анализе результатов деятельности предприятия. В – третьих, изменениестоимости брендаявляется отражением эффективности маркетинговой стратегии, а оценка бренда служит инструментом для мониторинга. Зная стоимость торгового знака, руководитель может объективно оценить результаты работы службы маркетинга предприятия, чтобы формировать и улучшать восприятие торгового знака потребителем.

 

Оценка патентов на изобретения и промышленные образцы, свидетельств на полезные модели и патентов на селекционные достижения является одной из самых востребованных услуг по оценке интеллектуальной собственности. Как известно, права на интеллектуальную собственность охраняются, в частности, посредством патентного права, которое регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.

Стоимость прав на изобретение или иной объект, защищенный патентом, целиком определяется экономическими выгодами, которые может получить правообладатель от внедрения и использования своих новаций в коммерческой деятельности или иных сферах. Эти выгоды могут выражаться в создании новых товаров или придании старым товарам новых свойств, в снижении затрат на производство товаров или услуг, в расширении рынков сбыта и в решении любых других важных задач.

 

Понятие «гудвилл» пришло к нам из английского языка и, в сущности, означает разницу между рыночной стоимостью компании и ценой всех её материальных активов. Таким образом, «гудвилл» - это денежное выражение репутации компании, включающее в себя оценку бренда, товарного знака и прочих нематериальных активов. Гудвилл – это преимущества, которые получает покупатель, приобретая уже существующую компанию, вместо создания новой. Материальные активы все равно будут оценены по справедливой цене, включающей в себя амортизацию и износ, то есть, их можно приобрести и отдельно от компании, а вот репутацию можно либо создать самостоятельно, либо приобрести вместе с предприятием. Оценка Гудвилла проводится в следующих случаях:

Покупка или продажа бизнеса — это основная причина, по которой важно оценить Гудвилл. Ведь помимо материальных активов, компания заработала еще и определенную лояльность потребителей, смогла занять определенную нишу на рынке, дала знания и опыт своим сотрудникам. Расчет этого крайне важен, поскольку, продажа предприятия может происходить за гораздо более высокую цену при хорошем Гудвилле;

Слияние и поглощение компании — здесь причины те же, что и при покупке или продаже бизнеса. Важно учесть всю выгодность сделки — иначе одна из сторон потеряет интерес к её совершению;

Принятие управленческих решений — знание о точной стоимости своей компании помогает принимать более точные и верные управленческие решения.

 

В дословном переводе с английского know-how означает «знать как» (или «знать, как это сделать»). Как объект интеллектуальной собственности, такая информация может являться необходимым элементом всего бизнеса и занимать важное место в структуре активов компании.  Оценка стоимости ноу-хау, как некой совокупности методов, приемов и знаний технического, административно-управленческого или финансового характера, не защищенных государственными патентами или свидетельствами, может производиться для целей взноса в уставной капитал предприятий, купли-продажи, изменения учетной балансовой стоимости, определения размера капитализации компании и т. п.

Ноу-хау, как объект интеллектуальной собственности, предполагает секретность. В отличие от патентования (когда технология находится под защитой закона), при разглашении деталей ноу-хау утрачивает силу. Поэтому такая информация может занимать ключевое место в структуре активов компании, и в ее бизнесе в целом.

 

Для чего нужна оценка нематериальных активов?

  • инвентаризация и введение объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот;
  • внесение изменений в финансовую отчетность (переоценка нематериальных активов) и/или уточнения налогооблагаемой базы;
  • постановка объектов интеллектуальной собственности на баланс организации;
  • внесение объектов интеллектуальной собственности в уставный капитал;
  • купля-продажа или переуступки прав на объекты интеллектуальной собственности;
  • наследование, дарение или безвозмездная передача прав на объекты интеллектуальной собственности;
  • необходимость управления объектами интеллектуальной собственности как стратегии создания стоимости;
  • предстоящее заключение лицензионного договора на право использование объектов интеллектуальной собственности и необходимостью обоснования расчета платежей за их использование;
  • приватизация, ликвидация, реструктуризация или банкротство предприятия;
  • оценка объектов интеллектуальной собственности для целей залога;
  • использование объектов интеллектуальной собственности в качестве составной части франчайзинга;
  • судопроизводство при разделе имущества между владельцами предприятия, а также в случаях конфискации;
  • поглощение одного предприятия другим или их слияние;
  • оценка инвестиционных проектов, в которых предполагается использовать объекты интеллектуальной собственности;
  • оценка ущерба в результате нарушения прав на объекты интеллектуальной собственности, а также в результате производства контрафактной продукции;
  • страхование объектов интеллектуальной собственности;
  • оценка нематериальных активов, как один из этапов оценки бизнеса;
  • определение доли экономического эффекта, приходящегося на объекты интеллектуальной собственности при его использовании в собственном производстве;
  • расчет вознаграждения авторов объектов интеллектуальной собственности;
  • сдача в аренду прав на объекты интеллектуальной собственности.

Оценка нематериальных активов требует тщательного изучения имеющихся данных с целью определения потока прибыли, ассоциированного с оцениваемыми активами, идентификации остаточного срока службы активов и применимых методик оценки для точного отражения стоимости активов.

 

Документы, необходимые для оценки интеллектуальной собственности, нематериальных активов.

  1. Наименование объекта интеллектуальной собственности, его назначение.
  2. Описание объекта интеллектуальной собственности.
  3. Документ, подтверждающий права, передачу прав (патент, охранная грамота, лицензия и т. д.).
  4. Лицензионный договор на использование (с указанием распределения доходов между лицензиаром и лицензиатом) — если необходимо.
  5. Планы выпуска основных видов продукции с использованием объекта интеллектуальной собственности (вид продукции, её отпускная цена, себестоимость, сколько времени будет выпускаться, объём выпуска продукции по видам и по годам на ближайшие 5 лет).
  6. Планируемый валовой доход на время использования объекта интеллектуальной собственности, и планируемая величина расходов (уплачиваемых налогов с прибыли, с имущества и т. д.).
  7. Сведения об аналогах продукции, планируемой к выпуску с использованием объекта интеллектуальной собственности, и их стоимости по видам.
  8. Договор на проведение работ, на основании которого создан объект интеллектуальной собственности (если есть).
  9. Информация о затратах на НИОКР.
  10. Информация о затратах на оформление и подачу заявки, патентные исследования, получение и поддержание патента.
  11. Информация о размере пошлины и авторского вознаграждения.
  12. Информация о затратах на подготовку производства и внедрение.
  13. Информация о затратах на маркетинговые исследования, рекламу.
  14. Фактический срок использования объекта интеллектуальной собственности на дату оценки, срок полезного использования.
  15. Ставка амортизации.

Остаточная балансовая стоимость.